Ровно 103 года назад, 10 марта 1921 г. советское правительство во главе с Председателем Народных Комиссаров РСФСР В.И. Лениным подписало Декрет о создании Плавучего научно-исследовательского института для проведения исследовательских работ в северных полярных морях. «Плавморнин», как в духе времени окрестили новую организацию, стал первым НИИ в стране. Разрушенная Гражданской войной экономика отчаянно нуждалась в ресурсах. Одним из их источников стал Северный Ледовитый океан и арктическое побережье страны.
Декрету о создании Плавучего института предшествовала созданная в 1920 г. Северная научно-промысловая экспедиция (Севэкспедиция) для исследований от Кольского п-ова на западе до Берингова моря на востоке. Помимо научно-практических исследований ученые оценивали перспективу использования естественных производительных сил, «по преимуществу звериных, рыбных промыслов и оленеводства на Русском Севере». Задача же «Плавморнина» касалась морей. Советские ученые должны были разведать районы промысла рыбы и морского зверя.
Идея создания института возникла в Московском университете. По воспоминаниям академика А.Ф. Трешникова: «Здесь, в Зоологическом музее, работала группа молодых гидрологов под руководством Ивана Месяцева. При институте организовали комитет, в который вошли учёные разных специальностей, имевшие тот или иной опыт полярных исследований».
Издание Декрета не имело никакой экономической базы: ни судна, ни денег на его создание у советской власти не было. Тем не менее группа энтузиастов во главе с зоологом, руководителем «Плавморнина» Иваном Месяцевым стала искать возможность выполнить поставленные задачи. Для первого научного рейса «Плавморнина» И. Месяцев добился разрешения использовать ледокольный пароход «Малыгин», на котором в августе-сентябре 1921 г. была организована экспедиция в Баренцево и Карское моря. Но, поскольку главным делом этого ледокольного парохода было осуществлять проводку судов Сибирской хлебной экспедиции, исследования, естественно, велись лишь попутно. За два месяца было выполнено всего 60 гидрологических или «зоологических» станций.
Стало ясно, что для «Плавморнина» требовалось специальное судно. Тут, к счастью, помог случай. Обследуя затоны на Северной Двине в районе Архангельска, неутомимый И. Месяцев обнаруживает каркас недостроенной деревянной парусно-паровой зверобойной шхуны онежского промышленника Е. Могучего и причал с брошенными судами, после чего в течение года буквально своими руками новое судно строили первые сотрудники института (а их и было то 6 человек) из списанных частей.
От государства «Плавморнин» на время строительства получил по мешку картошки и ржаной муки. Денег катастрофически не хватало, ученые и инженеры делили между собой последнюю краюшку хлеба. Наконец, судно было достроено. 7 ноября 1922 г. на корме судна подняли флаг РСФСР, а 1 февраля 1923 г. на гафеле появился собственный флаг – синий вымпел с изображением семи звезд созвездия Персея. С тех пор этот вымпел первого советского научно-исследовательского судна стал эмблемой советских и российских научно-исследовательских институтов рыбной отрасли.
Автор Е.В. Сентябов по материалам ПИНРО, РГО, книги В.А. Васнецова «Под звездным флагом «Персея»